Что пошло не так с пенсионным фондом Artist Pension Trust

32

Журналисты NY Times рассказали историю создания пенсионного фонда для художников “APT” — Artist Pension Trust и попытались разобраться что сейчас происходит с фондом (спойлер — ничего непонятно).

Компания была создана в 2004 году. Идея фонда для художников APT в общем-то гениальная. Собрать работы 2000 авторов в единый пул (более 13000 работ из 75 стран). Филиалы фонда были организованы в Лос-Анджелесе, Лондоне, Берлине, Мехико, Дубай, Пекине и отвечали где-то за 250 авторов в своем регионе. Сейчас это одна из самых больших коллекций работ современного искусства в мире.

В пуле авторов APT в том числе представлены 14 художников, участвовавших в 2008 году в Биеннале Уитни, один из художников (Richard Wright) выиграл в 2009 году премию Тернера.

По условиям контракта художник отдает в фонд одну работу каждый год на протяжении 20 лет. Со временем кто-то из этих 2000 участников “выстрелит” и стоимость его работ взлетит на порядок. Кто-то из авторов вырастет не так сильно, но со временем на горизонте 20 лет, цены растут.

Когда работа продается фондом, 40% идет автору, 32% распределяется между другими художниками, 28% идут на финансирование самого фонда и его инвесторам. Такая вот портфельная теория в рамках арт-рынка.

Все самое интересное началось когда недавно фонд предложил авторам оплачивать хранение работ (6,5$ в месяц за каждую). Около 900 человек создали группу в Facebook чтобы оспорить данное изменение в контракте.

По данным ArtNet, у фонда были частные продажи — около 60 работ были проданы за $1,2 млн. Попытка в 2017 году выставить около 30 работ на аукцион Sotheby’s прошла не очень успешно (было продано всего 2 работы) и также вызвала недовольство художников низкими эстимейтами, что могло негативно отразиться на продажах в галереях.

@Sotheby’s

Один из основателей фонда серийный предприниматель Моти Шниберг (Moti Shniberg), известный, например, тем, что продал Face.com (Яндекс был одним из инвесторов) Facebook за $55-60 млн при инвестициях в $11 млн. Также является основателем MutualArt (база данных предметов искусства) и ряда стартапов в области искусственного интеллекта.

Как будет существовать фонд после такой разгромной статьи в NY Times — вопрос. Последние новости на сайте и соцсетях APT датируются 2017-м годом.

Что нам с того?

Когда на арт-рынок приходят условные «гики», с большими деньгами, но не очень понимающие тонкости этого рынка — происходит вот такое. Это исключительно мое частное мнение. Одно дело создать стартап с распознаванием лиц и продать его Facebook, другое дело менять арт-рынок, которому не одна сотня лет и свои неписаные законы.

Идея изначально неплоха. Проблема только в том, что фонд был создан в 2004-м году, когда арт-рынок рос как на дрожжах. Что стало с продажами (особенно если мы говорим о современном искусстве и художниках, непонятно по какому принципу отобранных и кем) после 2008 года, всем понятно.  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here